ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СПЕЦИАЛИСТА ПО ЭТИКЕТУ1. Общие положения1. 1. В настоящем Этическом кодексе термин «Специалист по этикету» относится к лицу, имеющему документ об образовании с присвоением соответствующей квалификации.
1.2. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые проходят обучение по этикету в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к специалисту по этикету за консультацией.
1.3. Данный Этический кодекс распространяется на все виды деятельности и формы работы специалиста по этикету, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
1.4. Профессиональная деятельность специалиста по этикету характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и наукой об этикете, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессионального поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
1.5. Этический кодекс специалистов по этикету служит для внутренней регуляции деятельности всего профессионального сообщества специалистов по этикету.
1.6. Существование и деятельность профессионального сообщества специалистов по этикету невозможны без соблюдения профессиональной этики, заботы специалистов по этикету о своих чести и достоинстве, а также об авторитете профессии.
1.7. Специалист по этикету при всех обстоятельствах должен
сохранять честь и достоинство, присущие его профессии.
1.8. При осуществлении профессиональной деятельности специалист
по этикету обязан:
1.8.1. честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, своевременно исполнять свои обязанности;
1.8.2. уважать права, честь и достоинство лиц (коллеги, клиенты), обратившихся к нему за консультацией/ обучением в сфере этикета, придерживаться манеры поведения и стиля одежды, соответствующих статусу специалиста по этикету;
1.8.3. постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень.
2. Этические принципы специалиста по этикетуЭтика работы специалиста по этикету основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях
. Идеалы всестороннего развития личности и ее уважения
, сближения людей
, создания этически образованного общества являются определяющими для деятельности специалиста по этикету
. Этические принципы и правила работы специалиста по этикету формулируют условия
, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм
, гуманность его поступков, уважение людей
, с которыми он работает
, и при которых усилия специалиста по этикету приносят реальную пользу в нравственном образовании
.2.1. Принцип уважения
- Принцип уважения включает: уважение достоинства, прав и свобод личности.
- Специалист по этикету исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
- Специалист по этикету с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определённой культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
- Беспристрастность специалиста по этикету не допускает предвзятого отношения к клиенту. Субъективное впечатление, которое возникает у специалиста по этикету при общении с клиентом, а также социальное положение клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия специалиста по этикету.
2.2. Принцип конфиденциальности
- Информация, полученная специалистом по этикету в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
- Демонстрируя конкретные случаи своей работы, специалист по этикету должен обеспечить защиту достоинства и благополучия клиента.
- Специалист по этикету не должен отыскивать о клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач специалиста по этикету.
2.3. Принцип осведомленности и добровольного согласия Клиента
- Видео- или аудиозаписи консультации специалист по этикету может делать только после того, как получит согласие на это со стороны клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры.
- Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами специалист по этикету может разрешить только после получения согласия на это со стороны клиента. Данное правило распространяется и на клиента.
2.4. Принцип компетентности
- Принцип компетентности включает: знание профессиональной этики, ограничения профессиональной компетентности, профессиональное развитие.
- Специалист по этикету должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта.
- Специалист по этикету обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
- Специалист по этикету должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе специалист по этикету должен руководствоваться этическими принципами.
- В своих рабочих контактах с представителями других профессий специалист по этикету обязан проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
- Специалист по этикету должен постоянно повышать свой профессиональный уровень и совершенствовать свои знания самостоятельно.
2.5. Принцип ответственности
- Специалист по этикету должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение.
- Специалист по этикету консультируется по спорным вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами профессионального сообщества, а также информирует их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.
- Специалист по этикету обязан придерживаться манеры поведения и стиля одежды, соответствующих статусу специалиста по этикету.
2.6. Принцип честности
- Принцип честности включает: честность, ответственность и открытость перед профессиональным сообществом, упреждение конфликта интересов.
- Специалист по этикету в своей деятельности должен способствовать открытости науки об этикете и хороших манерах, используя различные формы и методики обучения в данной области; оставаясь всегда честным, справедливым и уважающим своих коллег.
- В ситуации, если возникают замечания к коллегам, делать их тактично и не публично; тем самым являясь примером для других специалистов и клиентов, в том числе.
- Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных клиентов.
- Специалист по этикету не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков по сравнению с другими специалистами, называя их имена или школы.
- Специалист по этикету использует термины и понятия, принятые в науке об этикете.
- При решении любых профессиональных задач проводит исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных в сфере этикета по поставленному вопросу.
- В случае возникновения искажения информации, ее разночтения, специалист по этикету должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
- Специалист по этикету должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате рассогласованности отношений.
- Специалист по этикету должен стараться избегать ситуаций, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с клиентом в личных интересах.
- Специалист по этикету не должен использовать профессиональные отношения в личных интересах.
- Данные о клиентах должны быть анонимными.
- Дискуссии и критика в профессиональных кругах служат развитию науки, им не следует препятствовать.
- Специалист по этикету обязан уважать своих коллег и не имеет права необъективно критиковать их профессиональные действия.
- Специалист по этикету не должен своим влиянием способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
- Если специалист по этикету считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
3. Нарушение Этического кодекса специалиста по этикету3.1. Нарушение Этического кодекса специалиста по этикету включает в себя игнорирование изложенных в нём положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
3.2. В качестве санкций, применяемых к специалисту по этикету, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение (общественное порицание) от профессионального сообщества, приостановление членства в НАДЭП.
-
Настоящий Этический кодекс специалиста по этикету принят 14.11.21 г. Экспертным советом НАДЭП и утверждён президентом НАДЭП
А.В. Холговой.
Этический кодекс специалиста по этикету рекомендован для всего профессионального сообщества специалистов по этикету.
Руководство НАДЭП выражает благодарность члену Экспертного совета Людмиле Погребак, члену Экспертного совета Юлии Трофименковой, члену НАДЭП Елене Ухаровой за активное участие в разработке Этического кодекса.